betelgeise_7 (betelgeise_7) wrote,
betelgeise_7
betelgeise_7

Categories:

Реализм как стиль в русле европейского Барокко 17 века

«Я сам должен быть Солнцем, я должен своими лучами

Живописать бескрасочное море целого Божества»

(I, 115, Йоанн Шеффлер, поэт эпохи Барокко)

Однако, Ренессанс к началу XVI века уже был обречен, в нем, изнутри, подспудно возникало и развивалось Барокко. Происходило превращение или переход Ренессанса в Барокко и приближение к пиковой точке развития изобразительного искусства. Конечно, люди, жившие в ту эпоху не могли в то время этого осознавать и заметить, но нам сейчас не без помощи Генриха Вёльфлина, как исследователя той эпохи, определившего, выделившего и давшего название периоду, с удаленной точки исторической обозримости наличие Барокко очевидно и не вызывает сомнения. Игорь Грабарь в своей статье «Дух Барокко» замечает:

«Высокий (т.е. поздний – прим. моё) Ренессанс уже на три четверти Барокко».

Исчерпанность и перерождение Возрождения назревали не случайно, в частности из-за несовместимости идеального и жизненного; из-за несоизмеримости желаемого и возможного; несостыковки стремления к идеальному и реальных возможностей, и условий жизни человека. Утопичность, иллюзорность идеального мира, идеальных отношений порождала сильнейшее духовное и художественное напряжение в порыве соединить это идеальное и реальное, божественное и человеческое. Казалось, если поставить цель и трудится, то идеал будет достигнут. Но увы! идеи Возрождения оказались лишь мечтами, разбившимися о реальность.

В реальности оказалось, что Возрождение рисовало не теми красками и не ту реальность, а утопию, иллюзорную мечту.

«Огромное достижение художественной практики и теории Возрождения состоит в том, что ценой собственных заблуждений, ценой отрицания себя, они породили чрезвычайное богатство последующих поисков, позволили сложиться новоевропейской эстетической проблематике. …В этом – непреходящий опыт и значение Ренессанса для последующих судеб художественного сознания.» (О.Кривцун. Эстетика)

…реалистическая интенция (т.е. попросту говоря стремление рисовать реалистично), передается, начиная от палеолита, в традиции, но впервые оформляется как стиль в недрах искусства Барокко,после чего уже беспрерывно так или иначе проявляясь в разных формах реализма, продолжает свое развитие. Что такое Барокко и каким образом в нем сформировался реализм? Поскольку все в жизни закономерно, то и предпосылки для зарождения реализма в недрах европейского Барокко XVI-XVII веков не случайны.

В границах 1550 – 1750 гг. в европейском искусстве появляется новый стиль художественного освоения действительности, обозначенный впоследствии в начале 20 века швейцарским историком и теоретиком искусства Генрихом Вёльфлином как «барокко». Собственно, если бы не он, Вёльфлин, никакого Барокко сейчас бы не было, не было бы такого термина, понятия, а Возрождение просто длилось бы до 18 века, как это было в теоретической литературе вплоть до работ Вёльфлина. По сути, он родитель этого стиля, извлекший, выделивший и создавший его из ткани истории искусства. Попутно с работой над границами Барокко Вёльфлин закладывает (впервые в истории!) основы теории стиля и категориальные основы эстетики, этой буржуазной, «не нашей» науки. Может быть, поэтому Генрих Вёльфлин в нашей стране, где стиль не признается основной эстетической категорией, на которой зиждется все искусствознание, персона «нон грата», одно упоминание его имени возмущает и наводит ужас на этот странный народ – наших отечественных искусствоведов. Помню реальный случай со мной, когда известный искусствовед, главный научный сотрудник Русского музея, в разговоре со мной бросил трубку, как только я сослалась и упомянула имя Генриха Вёльфлина. Печально (если не позорно), но такие люди в нашей стране считаются знающими. Впрочем, я отвлеклась.

Наиболее полное раскрытие и историческое формирование этого термина можно увидеть у В.Г.Власова. Оно восходит к итальянскому barocco через испанское bar-ruecco от португальского barocco – причудливый, неправильный, дурной, испорченный. Изначально жаргонное словечко ”барокко” использовалось португальскими моряками для обозначения бракованных жемчужин неправильной искаженной формы. Но уже в середине XVI в. это слово появилось в разговорном итальянском языке как синоним всего грубого, фальшивого, неуклюжего. Во французских словарях слово ”барокко” появляется с 1718 г. и трактуется как ругательное выражение. Ещё не скоро наступит время, когда это слово станет названием мирового стиля. В 1904-1905 гг. крупнейший французский исследователь еврейского происхождения Соломон Рейнак, несмотря на то, что уже опубликована книга Вёльфлина «Ренессанс и Барокко» как будто не знает или не замечает этого стиля, или не способен оценить открытие Г.Вёльфлина (тоже самое имеет место и в капитальной ”Истории искусств” Петра Гнедича, написанной в этот же период, где Возрождение ”растянуто” до XVIII века). И хотя это была целая эпоха в развитии европейского искусства, С. Рейнак лишь вскользь и пренебрежительно вспоминает о ”суетливом иезуитском стиле” как не имеющем никаких достоинств и являющимся ”умственным заблуждением”.

Когда швейцарец Генрих Вёльфлин первым сделал слово ”барокко” типологической категорией (в книге ”Ренессанс и барокко” в 1888г, написанной им в Риме), он определил Барокко как наивысшую, критическую, пиковую стадию развития любого художественного периода; первой стадией такого развития является архаика, второй – классика, третьей, соответственно, – барокко.

Истоки возникновения этого мирового стиля трактуются разными авторами по-разному. Считается, что решения Тридентского собора, противопоставившие европейцев – католиков протестантам, заложили основу ”стиля иезуитов”, как иногда называют Барокко (Тридентский собор – 19-й Вселенский собор католической церкви, проходивший с перерывами в течение 1545 – 1563 гг. в г. Тренто (лат. Tridentum) и в Болонье). А решения Тридентского собора стали программой Контрреформации. Христиан Норберг – Шульц в статье ”Искусство убеждения” пишет: ”В целом можно сказать, что искусство и архитектура Барокко являются продуктом Контрреформации, основу которой составлял воцарившийся в 17 в. дух. рационализма… Связанное с Контрреформацией барочное искусство Центральной Европы выполняло двойную роль. Во-первых, перед ним стояла задача приобщения народа к христианству, и потому с самого начала оно ассимилировало местные традиции и верования, стремясь войти в повседневную жизнь людей; во-вторых, оно должно было убеждать народ в могуществе хранителей веры. Искусство Барокко должно было найти подход к каждому, поэтому оно вобрало в себя черты народности и величия”.

Игорь Грабарь считал, имеет смысл провести четкую границу, представляя конкретное имя создателя стиля Барокко, от которого можно вести отсчет. Я считаю, с таким взглядом можно согласиться и имя это – Микеланджело.

Классические, четко выверенные математические пропорции уже в работах мастеров позднего Возрождения начинают постепенно нарушаться. В Возрождении с легкой руки Леонардо пришли к убеждению «… о существовании неких абсолютных правил для создания безупречного искусства.» (О.Кривцун, Эстетика). А раз правила есть, то их надо найти и применять. Такой подход был повсеместной практикой. Но когда Микеланджело начал по заказу Папы Юлия II свою работу по росписи потолка Сикстинской капеллы в Ватикане, представляющую библейскую историю от сотворения мира до потопа и включающую более 300 фигур, стало ясно, что он нарушает все принципы, изменяя все представления о композиции, существовавшие в 16 веке: фигуры на потолке занимали все пространство и выбивались из него, оно выглядит разорванным и переполненным ими. Это был подлинный образец «антиклассики». Действия Микеланджело имели далеко идущие последствия для мирового искусства в целом вплоть до 20 века и суть заключалась не только в том, что началась новая эра нового (на тот момент) искусства Нового времени, можно было считать, что стиль «барокко был создан» (И.Грабарь. Дух Барокко) им тогда. Все последующие значительные творения в искусстве в той или иной мере стали использовать принципы формообразования нового стиля, которые в целом уже представлены в росписи потолка Сикстинской капеллы. Современник Микеланджело летописец искусства Дж. Вазари, не применявший конечно в своих трактатах термина «стиль» в его сегодняшнем значении, но понявший неординарность новаций Микеланджело уже тогда назвал то, что было создано, «причудливым, из ряда вон выходящим и новым».

                              Mikelandzhelo.-Sikstinskaya-kapella-Vatikan.-Potolochnaya-rospis.-1508-1512-g                                                                                                                  

Микеланджело. Сикстинская капелла, Ватикан. Потолочная роспись. 1508-1512 г.г.

Италия, родина Возрождения, сыграла огромную роль в распространении Барокко в странах Европы. Но его истоки не ограничиваются этой страной.

Стиль Барокко, возникнув в Италии в начале XVII в., получает широкое распространение по всему миру, причем в разное время в разных странах проявляясь как критическая точка, пик всеобъемлющего развития культуры и искусств. Можно говорить о китайском и кампучийском барокко. В России эпоха барокко случилась в 18-начале 19 века и отмечена выдающимися достижениями, непревзойденными до сих пор.

Характерное проявление чешского, или богемского Барокко – богемское стекло и хрусталь, пышные граненые и гравированные кубки, оказавшие влияние на голландское, английское и российское стеклоделие. Барочный стиль получает преимущественное распространение в католических странах, наиболее полно отразившись в живописи и прикладном искусстве. Однако не везде он развивался с равной интенсивностью. Протестантские страны почти не были затронуты этими процессами. В то же время, следует подчеркнуть стилевую разнородность как голландского, так в целом и европейского изобразительного искусства XVII века и острую борьбу между его основными течениями: в художественной практике XVII столетия они обрели формы классицизма, барокко и реализма. Вместе с тем, в каждой стране и даже в ходе развития искусства на протяжении одного века могли изменяться характер каждого из этих направлений и их соотношение.

Глобальная перестройка ценностных установок эпохи, интенсивная работа культурного самосознания сформировали основополагающие черты стиля Барокко через видение мира как метаморфозы, акцент на парадоксальности в восприятии действительности, подчеркивание её ожесточенной динамики, безличной стихийности.

Патетика и внутренняя раскованность образного строя Барокко, бесконечная вариативность, перетекание и самодвижение его форм сделали этот стиль синонимом самой движущейся, трансформирующейся ненормативной культуры. В данном смысле Барокко может рассматриваться как вневременное явление, как вечный антитезис нормированности, упорядоченности классицизма.

Противопоставление швейцарским искусствоведом Генрихом Вёльфлином (1864-1945) Классицизма и Барокко не только как конкретно-исторических художественных стилей, но и как постоянно повторяющихся и обновляющихся в истории фаз развития художественной формы, привело его еще к одному открытию, имеющему кардинальные последствия – применение признаков линейности-живописности дало возможность условно-относительного деления ВСЕГО пласта изобразительного искусства всех времен, жанров и стилей на две фундаментальные группы, два метастиля – живопись и графику на основе его знаменитых «пар» формальных понятий для Классицизма и Барокко, которые приведены ниже:

- классический стиль является линейным, т.е. графичным. Границы предмета подчеркнуты, он изолирован в пространстве. Барочный стиль живописен, изображенные предметы связаны со своим окружением;

- для классического стиля характерна плоскостность, тогда как Барокко – искусство пространственное, объемное;

- классицизм – замкнутая система, Барокко – открытая;

- единство классического стиля достигается композицией четко выделенных элементов, в произведениях Барокко композиция представляет собой нерасторжимое целое;

- классицизм всегда стремится к ясности, в то время как для Барокко отдельные элементы представляют меньший интерес, на первый план выдвигается их соотношение.

Кроме того, можно отметить характерную для классицизма симметрию и столь же типичную для барокко асимметрию, по какой легко всегда узнать и различить эти стили даже неподготовленному человеку. Само протекание этих процессов, отличные особенности формы метастилей – все это (по Вёльфлину) имеет отсчет именно от XVII века. До XVII века все изобразительное искусство, включая выполненное масляными красками относится к графике. Конечно, отдельные проявления живописности в работах Грюневальда или позднего Тициана имели место и раньше, но в целом искусство до XVII в. было графичным (линейным по выражении. Вёльфлина). Вельфлин приводит как пример работы Леонардо да Винчи которые по его классификации все являются графикой. Я имела возможность наблюдать шок и возмущение многих, к кому поступала эта информация. Но думаю, что проблема не в сути дела, а в привычке – привыкнув к этой мысли, можно обнаружить в ней большую целесообразность

Если классическое искусство, наследуя античный антропоморфизм, обращалось к душе и сердцу человека, то в эпоху Барокко такой наивный гуманизм был отринут. Произведения барочной архитектуры, живописи, скульптуры духовны, возвышенны, экстатичны, но одновременно грубы, бесцеремонны. Гармония Барокко – это гармония чрезмерности. Художники Барокко возвратили искусство к первобытной лапидарности.

YAkob-Iordans.-Plodorodie-zemli.-1649-g.

Якоб Йорданс. Плодородие земли. 1649 г.

Драматизм стиля Барокко заключается в столкновении языческого мироощущения и чувственности, накопленной эпохой Возрождения, с духовными порывами, откровениями божественного и стремлением вырваться за физические пределы материи. Романтичность Барокко, его ценностно-экспрессивная направленность – один из важнейших признаков барочного стиля. ”В отличие от классицизма, барокко сделало доминантой творчества экспрессию, эмоциональную выразительность образа”, – уточняет патриарх отечественной эстетики М.С. Каган.

Главная художественная идея Барокко, в сущности, невыполнима: с одной стороны – создание общей иррациональной, мистической атмосферы, а с другой – стремление сделать тайну и чудо осязаемыми, предельно чувственными, материальными, чтобы ”можно было руками потрогать”, стремление ”изображать несуществующее как существующее”, если выражаться словами немецкого философа Теодора Адорно. Отсюда отталкивающий натурализм или уникальное сочетание чувственности и классичности с идеализмом и мистикой.

Следующим немаловажным признаком Барокко можно назвать его театральность, фантастичность, стремление к символу. Символическое толкование окружающих реалий привело к расцвету аллегории, анаграммы, эмблемы в различных литературных жанрах, театре, бытовом поведении, живописи и скульптуре. Аллегоризм принимает особо усложненные формы в искусстве Барокко, чрезвычайно расширяя и усложняя содержательность этого вида искусства.

Вот как пишет об этом периоде (начале XVII в.) Мишель Фуко: ”…это особое время бутафорий, комических иллюзий, театра, раздваивающегося и представляющего театр, quiproquo, снов и видений, это время обманчивых чувств; это время, когда метафоры, сравнения и аллегории определяют поэтическое пространство”. Посредством неожиданных сопоставлений, сравнений, метафор, инверсии, точно так же, как в формальных приемах ракурсов, эффектах светотени – анаморфозах (обманах зрения), художники Барокко создавали особую фантастическую атмосферу несоединимого и небывалого. Возникали новые смысловые связи, олицетворения, исторические иллюзии, ассоциации и тем самым расширялись возможности искусства, ломались традиционные жанровые преграды. Воображению художника было тесно в пределах одного архитектурного сооружения или рамы картины.

Театрализация захватила человека не только в искусстве, но и в его жизненном пространстве. Духовная экзальтация, пафос, выражавшиеся в живописи, скульптуре и архитектуре, порождали драматизм, напряженность, наблюдается склонность к гипертрофии и гигантизму художественных форм и масс. И потому следующим признаком искусства Барокко можно назвать масштабность, избыточность средств и форм. В.Власов отмечает, что ”для искусства барокко характерна ”боязнь пустоты” (лат. horror vacui). И это не просто красивая метафора, а последовательно проводимый принцип формообразования”.......................................

Читать дальше здесь:

http://klauzura.ru/2013/12/olga-nesmeyanova-tsikl-besedy-o-realizme-beseda-sedmaya-realizm-kak-stil-v-rusle-evropeiskogo-barokko-hvii-veka-chast-1/

Часть 2  как продолжение рассказа о реализме в Барокко уже написана, но будет опубликована в журнале в следующем месяце(т.е. в феврале)

Tags: БЕСЕДЫ О РЕАЛИЗМЕ
Subscribe

  • Авто и Джованни

    На этих фото два выдающихся грузинских художника эпохи СССР вместе: Джованни Вепхвадзе и старый больной Авто Варази, год примерно 1975. Поясняю,…

  • К инаугурации

    Тут мне подарок прислал главный редактор общеросийского журнала "Наша молодежь" Пётр Алёшкин в виде страниц с моей статьей в 139(1)…

  • Неминуемый Трамп

    Печатная версия статьи в общероссийском журнале "Наша молодежь" в январе 2017 года. Покупайте в киосках! "Я буду величайшим…

promo betelgeise_7 october 25, 2008 12:49 120
Buy for 20 tokens
Уже сколько всего написано и сказано про ЧК, а народ не успокаивается. При существующем многообразии и однообразии мнений,я думаю про ЧК следующее: 1) Это определенно выдающееся произведение искусства. По данным статистики, ЧК – самое популярное произведение Земного шара, его ежедневно…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments