betelgeise_7 (betelgeise_7) wrote,
betelgeise_7
betelgeise_7

Categories:

Заблудшие в реализме. Эпоха Возрождения(продолжение)

Продолжение части 6


" Мы  в наше время все так же любуемся прекрасными мадоннами Возрождения на фоне нереально красивых пейзажей. Ведь в это время  в искусстве главенствует идеализирующий принцип(метод) формообразования, т.е. просто говоря -  приукрашивания, идеализации реальности. В это время считается, что отражения в искусстве достойно только прекрасное, божественно прекрасное, а не низменная обыденность. В этом  и заключалось следование принципам классической античности.


Андреа дель Верроккьо. Мадонна с младенцем. 1407

В связи с этим искусство Возрождения принадлежит классике, не  соотносящейся с реализмом. В доренессансном, проторенессансном  искусстве Европы  и в культуре Ренессанса безусловно и безраздельно господствует идеализирующий метод формообразования. Смысл его заключается в противопоставлении ( по Платону) идеальных первообразов и несовершенной эмпирической реальности. Искусство Возрождения обозначило переход западно-европейского искусства к реалистическим  художественным формам. Реалистическая интенция ещё не противопоставила себя идеализирующей, а гармонично с ней слилась, подобно тому,  как в ренессансном пантеизме слились христианское и языческое (античное) сознания.




4) Теперь о том, почему бытует представление, что Средневековье это «плохо», а Возрождение – это «хорошо», так ли это на самом деле и кому это нужно?
О том, что Средневековье было не таким уж  однозначно «плохим», мрачным и реакционным можно прочитать в предыдущей статье цикла бесед о реализме
Безусловно, искусство Возрождения было новым искусством новой эпохи. Можно употребить слово «авангардным». При этом отечественное искусствознание  всегда представляет Возрождение как результат борьбы со Средневековьем(т.е. результат революции). Цитирую опять Г.Недошивина: «… искусство Возрождения развивалось и укреплялось в решительной борьбе с консервативным средневековым искусством». В тоже время есть другие мнения исследователей, которые говорят о постепенном(эволюционном) вымещении художественных стереотипов, канонов Средневековья новыми формами и постепенным формированием нового мировоззрения. За этот путь развития говорит и длительность периода – около 300 лет. Как-то трудно представить острую (революционную) борьбу такой протяженности. На мой взгляд, имела место не революция, а отрицание и замена  принципов культуры Средневековья  как изживших себя. Налицо в проторенессансе (раннем Возрождении) преемственность художественных форм, продолжение и развитие прежних традиций Ср. веков. Подведу итог словами М. Кагана: «Давний спор искусствоведов о том, было Возрождение отрицанием Средневековья или его продолжением. бессмыслен — оно было одновременно и тем, и другим!»  Конечно, итогом трехсотлетней эпохи Возрождения были впечатляющие результаты и различия с предыдущим периодом, но назвать процесс революцией нельзя.  Надо понимать, что идеологически зашоренное отечественное искусствоведение заинтересовано в том, чтобы представить  Возрождение революцией, художников этой эпохи пламенными борцами с реакцией церкви, боевыми, воинственными атеистами. При этом гипноз идеологического внушения до сих пор  велик и никого не смущает и не кажется нелепыми явные неувязки предлагаемой картины фактам истории, литературы, источников. Надо наконец признать, что имеется ложное  стереотипное залакированное представление об  этой грандиозной,  но неоднозначной эпохе.  На самом деле это  был мучительный, сложный и противоречивый этап истории искусства, где дикость, невежество, жестокость сочетались с высокими проявлениями гуманизма на уровне подвига.

И  очень выгодно представить такой грандиозный период как Возрождение революционным, поставив его на одну доску революционности и борьбы советского времени.  Если Возрождение революционное, то поэтому оно «наше» и «хорошее», а Средневековье  с его набожным, тихим, богобоязненным населением, страшившимся греха и божьего наказания «не наше» и «плохое». А если в Возрождении и было  по факту что-то сомнительное, то на это нетрудно глаза и закрыть, чтобы не нарушать привычно сияющую благостную картину.
Причем надо оговориться, что когда речь идет об  искусстве Возрождения, то имеется ввиду культурная ситуация в Италии, где характерные возрожденческие процессы были выражены наиболее ярко. Следует заметить, что  те территории и страны, которые не дали яркой картины Возрождения, впоследствии наиболее значительно проявились в Барокко, потому можно делать вывод о противовесе действующих в то время культурных механизмов. Но об этом  в свое время
Естественно, такой продолжительный период времени не мог быть однородным. Потому Возрождение делят на периоды
1.    Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)
2.    Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века)
3.    Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)
4.    Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века)
Причем, первый период делится на подпериоды –  до смерти Джотто ди Бондоне и  после нее (после 1337 года). Что же это за  важный такой художник, про которого мало кто знает, но тем не менее его жизнь является исторической культурной вехой отсчета? Даже Леонардо да Винчи с Рафаэлем такого не удостоились
Джотто – это важное, ключевое имя для исследователей реализма. Безусловно, Джотто можно считать новатором, реформатором живописи его считали уже современные  ему художники. С сегодняшних позиций Джотто можно считать авангардистом своего времени.
Работы Джотто – это первый звонок на представлении реализма как стиля в европейской культуре. С одной стороны его произведения очень похожи на иконы, но уже намечен путь, по которому пойдет реалистическая живопись: религиозные сюжеты начинают вытесняться светским содержанием, деталями  обыденной жизни, происходит переход от плоскостных форм к объемным, с нарастающей реалистичностью изображения. На иконе «Поклонение волхвов» мы  вдруг видим совершенно реалистичных козочек и ослов в хлеву, где по преданию родила Христа дева Мария. «Проповедь птицам» это вообще уже не икона, а жанровая картина на темы «Будни монастыря», где в своих  балахонах монахи вышли на задний двор не проповедовать, а просто покормить монастырских петухов и утей, а на корм слетелись и голуби, и вороны – типичная картина, виденная многими в реальной жизни.
Да, это именно он, Джотто повернул искусство от мифа к реализму, можно сказать застолбил путь, по  которому пошло все дальнейшее развитие европейского искусства, отталкиваясь от средневековой иконописи и не порывая с ней


Джотто ди Бондоне. Проповедь птицам

800px-Giotto._Nativitу. Джотто
Джотто ди Бондоне. Поклонение волхвов. 1320-25

И конечно нельзя не упомянуть о том, что  художники эпохи внедряли свои открытия  в практику искусства, зачастую обосновывая их и теоретически.
 Леонардо да Винчи, вслед за Аристотелем, пытался подвести теоретическую базу под существовавшие в те времена художественные приемы и методы. Художественное сознание этой эпохи  «…формируется уже большим числом факторов, чем в предыдущие столетия… Вопросы предназначения искусства, эволюция художественного вкуса, иерархии искусств становятся достоянием  художественной  критики, разрабатываются и самими мастерами искусства (''эстетика снизу'')»( Кривцун О. А. Эстетика. М., 2001, с. 67-68.)
  В эпоху Возрождения ''четкие элементы искусствознания уже выделяются (хотя и фрагментарно) из богословско-философских трактатов, исторических хроник и специальных руководств по эстетике и разного рода художественным ремеслам'' (Культурология. ХХ век. Энциклопедический словарь, т. 1, с. 276. ) Леонардо да Винчи в своих трактатах, часто объединяемых одним названием ''О Живописи'', постоянно называет живопись ''наукой'', не видя сколько-нибудь принципиальных различий между наукой и художественным мышлением. В. Беньямин так характеризует искусство Возрождения и его титана Леонардо: «… в этом случае мы имеем дело с искусством, бесподобный взлет и значение которого в немалой степени основаны на том, что оно вобрало в себя ряд новых наук или, по крайней мере, новые научные данные. Оно прибегало к помощи анатомии и геометрии, математики, метеорологии и оптики цвета. "Ничто не представляется нам столь чуждым, – пишет Валери, – как странное притязание Леонардо, для которого живопись была высшей целью и наивысшим проявлением познания, так что, по его убеждению, она требовала от художника энциклопедических познаний, и он сам не останавливался перед теоретическим анализом, поражающим нас, живущих сегодня, своей глубиной и точностью" (Paul Valery: Pieces sur Part,1.с., р.191,"Autour de Corot".)» (Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости).
 Особенно высоко ценя живопись, Леонардо да Винчи считал её самым интеллектуальным искусством, результатом обобщающей деятельности разума. И это, по его мнению, роднит живопись с философией, правда, «…живопись распространяется на поверхности, цвета и фигуры всех предметов, созданных природой, а философия проникает внутрь этих тел, рассматривая в них их собственные свойства» (Леонардо да Винчи. Спор живописца с поэтом, музыкантом и скульптором. Минск-Москва, 2000)
Признание за живописью ведущей роли в искусстве было исходной позицией эстетики Леонардо да Винчи, тесно связанной с его философскими и научными воззрениями.

   Многие исследователи отмечают, что эстетическое воздействие полотен мастеров Возрождения обеспечено не только интуитивным творческим вдохновением, но и точным математическим расчетом (известно, что пропорциям Золотого сечения в математике соответствует ряд чисел Фибоначчи), геометрически выверенными соотношениями пропорций, законами перспективы, анатомическими знаниями, химическими экспериментами с составами красителей. А раз живопись – наука, то ей можно научить, что и делал ''титан Возрождения'' Леонардо да Винчи в своих трактатах, наивно пытаясь передать последователям если не свою гениальность, то хотя бы мастерство и практические навыки.
***************************************************

     ''…все же искусство Возрождения обозначило переход западно-европейского искусства к реалистическому воспроизведению человеком его бытия''(М.С. Каган, Се человек… стр. 43)     Изобразительное искусство эпохи Возрождения находилось в прямой зависимости от церковных заказов. Мастерам Возрождения, занимавшимся интерпретированием библейских сюжетов, удавалось реалистически трактовать образы героев христианских мифов, перенося их в современную обстановку и изображая их в одеждах, соответствующих моде той эпохи. В результате, например, ''…через восприятие Мадонны с младенцем Христом люди познавали и оценивали реальное материнство как проявление духовного начала собственной жизни''(Каган М. С. Се человек…, с. 32.)
    При этом ''…в живописи, связанной, как правило, с заказами иллюстрирования мифологических сюжетов для соборов и дворцов, их трактовка оказывалась стилистически одинаковой с изображением античных богов и реальных людей – я имею в виду воплощение духовных качеств человека и любого мифологического персонажа в его реально-идеальном материальном телесном облике; тем самым преодолевался разрыв между ''идеальным'' и ''реальным'' в человеческом бытии''(Каган М С. Введение в историю…,  т. 2, с. 82.)

Таким образом, ''культура Западного мира, начиная с эпохи Возрождения, стала вырабатывать новую, нетрадиционную структуру, в основе которой лежали демифологизация и десакрализация общественного сознания, приведшие к секуляризации и философии, и искусства. В результате человек стал в них непосредственным и прямым предметом осмысления''( М. Каган. Се человек… стр 34). Стало развиваться не только познание человека как такового, но и тайников его внутреннего мира, различных сфер его практической, а не культовой деятельности, его отношение к природе и взаимоотношения с другими людьми. Реализм как стиль в русле Барокко, оформившийся затем в XVII веке в Европе, имел для мировой истории искусства далеко идущие последствия.



Литература:

Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости

В.Власов. Стили в искусстве

Леонардо да Винчи. Избранные трактаты. Спор живописца с поэтом, музыкантом и скульптором. Минск-Москва, 2000

Каган М.С. Введение в историю мировой культуры, в 2-х томах, СПб, 2003

                  Се человек…СПб, 2003

Кривцун О. А. Эстетика. М., 2001

Джованни Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека

Муратов П. Образы Италии. М.: Республика, 1994

Недошивин Г. Очерки теории искусства 1953

Поликарпов В. Лекции по культурологи. Лекция 20. Культура Возрождения и Барокко

Л.Пинский. Реализм эпохи Возрождения. М., 1961

Лео Таксиль. Священный вертеп. Литера Нова, 2010

Словари и энциклопедии

.

Tags: БЕСЕДЫ О РЕАЛИЗМЕ, мои тексты
Subscribe

  • С Русским Новым годом!

    Именно так называя наш традиционно не понятный никому Старый Новый Год, поздравил меня сегодня Протодиакон Герман Никитович…

  • Луна находится в Голливуде

    Опубликовано предсмертное интервью известного кинорежиссера Стенли Кубрика, в котором он подробно и обстоятельно рассказал о том, что все посадки на…

  • Про сметану термостатную европейского качества

    А теперь об обыденном. Купила я тут не без влияния телерекламы с Котом Матроскиным термостатную сметану "Простоквашино". Ну просто…

promo betelgeise_7 october 25, 2008 12:49 120
Buy for 20 tokens
Уже сколько всего написано и сказано про ЧК, а народ не успокаивается. При существующем многообразии и однообразии мнений,я думаю про ЧК следующее: 1) Это определенно выдающееся произведение искусства. По данным статистики, ЧК – самое популярное произведение Земного шара, его ежедневно…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments