betelgeise_7 (betelgeise_7) wrote,
betelgeise_7
betelgeise_7

О постмодернизме в общих чертах

   
Дм.Гутов. ЗИЛ. Холст, масло.2004

И очень доходчиво о предмете здесь:

http://krylov.livejournal.com/1625651.html


(То же самое и здесь:   http://community.livejournal.com/ru_philosophy/)

Уже всем давно известно: в постмодерне нет ничего нового(Гройс), это культура без собственного содержания(Кривцун) и потому использующая как строительный материал все какие угодно предшествующие наработки(Брайнин-Пассек), а значит синтетическая и больше всего по структуре похожая на соцреализм(Эпштейн) и, следовательно, глубоко традиционная, исходящая из положения, что "искусство всегда одно, меняются лишь отдельные приемы и средства выражения"(Турчин).

 В настоящее время уже можно говорить  о постмодернизме как о сложившемся стиле со своими типологическими признаками.


 Ниневия, VII век до н.э. Раненая львица
             Дм. Гутов. Раненая львица


 

Введите содержимое врезки

Использование готовых форм является основополагающим признаком такого искусства. Происхождение этих готовых форм не имеет принципиального значения: от утилитарных предметов быта, выброшенных на помойку или купленных в магазине, до шедевров мирового искусства (всё равно, палеолитического ли, позднеавангардистского ли). Ситуация художественного заимствования вплоть до симуляции заимствования, римейк, реинтерпретация, лоскутность и тиражирование, дописывание от себя классических произведений, добавившаяся в конце 80-90-х годов к этим характеристическим чертам «новая сентиментальность», — вот содержание искусства эпохи постмодерна. По сути дела, постмодернизм обращается к ГОТОВОМУ, прошлому, уже состоявшемуся с целью восполнить недостаток собственного содержания.
Таким странным образом постмодерн демонстрирует свою крайнюю традиционность и противопоставляет себя нетрадиционному искусству авангарда. «Художник наших дней—это не производитель, а апроприатор… со времен Дюшана мы знаем, что современный художник не производит, а отбирает, комбинирует, переносит и размещает на новом месте… Культурная инновация осуществляется сегодня как приспособление культурной традиции к новым жизненным обстоятельствам, новым технологиям презентации и дистрибуции, или новым стереотипам восприятия» (Б. Гройс).

Эпоха постмодерна опровергает казавшиеся ещё недавно незыблемыми постулаты о том, что «…традиция исчерпала себя и что искусство должно искать другую форму» (Ортега-и-Гассет) – демонстрацией в нынешнем искусстве эклектики любых форм традиции, ортодоксии и авангарда. «Цитирование, симуляция, ре-апроприация – все это не просто термины современного искусства, но его сущность» – так говорит об этих процессах Ж. Бодрийяр( недавно умерший).
При этом в постмодерне слегка видоизменяется заимствованный материал, а чаще извлекается из естественного окружения или контекста, и помещается в новую или несвойственную ему область. Любая бытовая или художественная форма, в первую очередь, есть «…для него только источник стройматериала»(В. Брайнин-Пассек).
Эффектные произведения Мерсада Бербера с включениями копированных фрагментов полотен Ренессанса и Барокко, звуки современной электронной музыки, представляющей из себя сплошной поток соединённых между собой так называемыми «ди-джейскими сводками» [смиксованных] готовых музыкальных фрагментов, композиции Луизы Буржуа из стульев и дверных полотен аналогичного с ней возраста,  Ленин и проститутка(вариант – Ленин и Микки-Маус) в произведении соц-арта  — все это типичные проявления повседневной реальности постмодернистского дискурса.

Можно констатировать: мечта школьного хулигана о том, чтобы пририсовать Джоконде усы становится явью в художественной практике постмодерна. В этом суть его глубокой маргинальности (заметим в скобках, что «маргинальность» в данном контексте —официальный культурологический термин, обозначающий оторванность человека или объекта от его естественного окружения и помещённого в новую среду. Таким образом, маргиналами являются, к примеру, деревенские жители в современном мегаполисе; люди, живущие в смешанном браке; представители старшего поколения с «молодой душой»; женщина-мать с ориентацией на карьеру; бисексуалы и т. д.). Исследователь маргинальности Э. Стоунквист еще в 30-е годы прошлого века заметил, что в результате перехода из одной культурной зоны в другую формируются «культурные гибриды», которые объективно оказываются в ситуации периферийности, вторичности по отношению к обеим культурам.

Эти вышеназванные свойства позволяют некоторым исследователям ставить знак равенства между посмодернизмом и китчем. Трудно согласиться с такой радикальный интерпретацией. Китч, как стилистическая основа массовой культуры, мэйнстрима, безусловно заимствует, но не из лона мировой традиции и классики, а фактически из самого себя, опираясь при этом исключительно на сиюминутную массовую моду. Кроме того, в китче подражание высокой культуре (без использования при этом ее достижений и духовного потенциала) носит принципиально серьёзный, можно сказать, пафосный и высокопарный характер, несомненно придающий китчу явный налёт пошлости (являющейся его неотъемлемым стилистическим признаком). Людьми с развитым эстетическим вкусом такие пафосные моменты воспринимаются как комические (стоит вспомнить выступление Димы Билана на конкурсе «Евровидение»2007 и вылезающую из рояля балерину).
Постмодерн в общем и целом не признает пафоса, он иронизирует над окружающим миром или над самим собой, тем самым спасая себя от пошлости и оправдывая свою исконную вторичность. Оно и понятно – всерьез использумые готовые художественные формы, как известно, являются просто плагиатом....

   Ирония — вот следующий типологический признак культуры постмодерна. Авангардистской установке на новизну противопоставлено устремление включить в современное искусство весь мировой художественный опыт путем его ироничного цитирования. Возможность свободно манипулировать любыми готовыми формами, а также художественными стилями прошлого в ироническом ключе, обращение ко вневременным сюжетам и вечным темам, еще недавно немыслимое в искусстве авангарда, позволяет акцентировать внимание на их аномальном состоянии в современном мире.
Современное состояние науки, культуры и общества в целом в 70-е годы прошлого века было охарактеризовано Ж.-Ф.Лиотаром как «состояние постмодерна».
Зарождение постмодерна это 60 – 70-е гг., связано и логически вытекает из процессов Модернизма как реакция на кризис его идей, а также на так называемую смерть супероснований: Бога(Ницше), автора(Барт), чел-ка(гуманитарности).
Термин "постмодернизм" впервые  возник в период Первой мировой войны в работе Р.Паннвица "Кризис европейской культуры"(1917).  В 1947г. Тойнби в книге "Изучение истории" придает ему культорологический смысл, символизирующий конец западного господства в культуре. Хабермас, Белл трактуют постмодернизм как постиндустриальное общество с характерным эстетическим эклектизмом. Объявленным "началом" постмодернизма считают статью Фидлера, 1969, «Пересекайте границу, засыпайте рвы» (в журнале Playboy), популярность же термин приобрел благодаря Дженксу "Язык постмодернистской архитектуры"(1977), основные концептуальные положения и типологию постмодернизма попытался сформулировать Ж.-Ф.Лиотар "Состояние постмодерна" (1979?)
Постмодернизм определяется как маргинальный китчевый философский дискурс с характерной антирациональностью. Философия искусства постмодернизма не предполагает  никакого соглашения между концепциями, где  каждый философский дискурс имеет право на существование  и где объявлена война против тоталитаризма любого дискурса. Таким образом осуществляется трансгрессия постмодернизма как переход  к новым идеологиям на современном этапе.

В настоящее время посмодернизм рассматривается как новый художественный стиль, отличающийся от авангарда возвратом к красоте вторичной реальности, повествовательности, обращением к сюжету, мелодии, гармонии вторичных форм.
Между тем, критика постмодернизма носит тотальный характер (несмотря на то, что постмодернизм отрицает любую тотальность) и принадлежит как сторонникам современного искусства, так и его неприятелям. Уже заявлено о смерти постмодернизма (подобные эпатирующие высказывания после Р. Барта, провозгласившего «смерть Автора», постепенно принимают вид расхожего штампа), постмодернизм получил характеристику культуры second hand.
Отмечается сходство постмодернизма не только с массовой культурой и китчем. Гораздо более обосновано заметное в постмодернизме повторение эксперимента соцреализма, который доказал плодотворность использования, синтеза опыта лучшей мировой художественной традиции. Таким образом, постмодерн наследует синтетичность как  типологический признак. Причем, если в соцреалистическом синтезе различных стилей сохраняется их идентичность, чистота признаков, раздельность, то в постмодернизме можно видеть сплав, буквальное сращение различных признаков, приемов, особенностей различных стилей, представляющих новую авторскую форму. Это очень характерно для постмодернизма: его новизна – это сплав старого, прежнего, уже бывшего в употреблении, использованного в  новом  маргинальном контексте.ом синтезе различных стилей сохраняется их идентичность, чистота признаков, то в постмодернизме мо

 О. Кривцун пишет, что «постмодернизм – это поэтика благополучно состоявшейся смерти и игра посмертных масок». Возможно, он имеет ввиду смерть автора, искусства, реализма, эстетики, истории и т. д., о чём принято говорить сегодня. По его мнению, эпоха постмодернизма имеет сходство с XVII-м веком и искусством Барокко «…с его спонтанностью, чрезмерностью, антинормативностью. Это время исторического бездорожья, когда эпоха демонстрирует явное отсутствие устойчивого состояния, смирение и агрессию, поражения и новые бунты воли».

Гройс указывает, что в современном состоянии искусства скрыта заинтересованность в культивации дилетантизма потенциального зрителя (точнее было бы сказать, потребителя арт-продукции). Не имеющий представления о формах прежнего искусства [собственного «культурного архива» в голове], неискушённый потребитель воспринимает современную художественную продукцию как новую для себя и волнительную, вследствие чего отпадает необходимость в поиске действительно нового: «Современное искусство обращается с художественным наследием в целом, как Дюшан с писсуаром: оно помещает это наследие в другие условия, чтобы привлечь новую публику к старому продукту» (Б. Гройс).
Принимая во многом обоснованную критику такого культурного феномена, как постмодернизм, хочется обратить внимание на его бесспорные обнадеживающие качества. Постмодернизм реабилитирует предшествующую художественную традицию, а вместе с этим и реализм, академизм, классику, активно шельмуемые на протяжении всего ХХ века. Постмодернизм доказывает свою жизненность, помогая воссоединению прошлого культуры с ее настоящим.
Отрицая шовинизм и нигилизм авангарда, разнообразие форм, используемых постмодернизмом, подтверждает его готовность к общению, диалогу, к достижению консенсуса с любой культурой, и отрицает любую тотальность в искусстве, что несомненно должно улучшить психологический и творческий климат в обществе и будет способствовать развитию адекватных эпохе форм искусства, благодаря которым «…станут видимы и далекие созвездия будущих культур» (Ф.Ницше)




Tags: proart, мои тексты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments